Глобальные спутниковые системы разных стран в перспективе могут начать передавать навигационный сигнал на одной частоте: такая возможность обсуждается сейчас на уровне ООН. Как рассказал «Маркеру» заместитель гендиректора ЦНИИМАШа Сергей Ревнивых, курирующий создание системы ГЛОНАСС со стороны Роскосмоса, в стадии рассмотрения находится вопрос о передаче спутниками ГЛОНАСС сигнала на частотах GPS в дополнение к сигналам на традиционных для ГЛОНАСС частотах. Космические аппараты ГЛОНАСС смогут вещать на общей частоте с GPS и первым спутником системы Galileo после 2015 г., когда в строй войдут спутники четвертого поколения ГЛОНАСС-КМ. Смысл объединения сигналов на одной частоте — упростить и удешевить приемную потребительскую аппаратуру.
Единый сигнал может быть создан под эгидой ООН
По словам Сергея Ревнивых, на уровне ООН обсуждается возможность объединения сигналов разных навигационных систем на одной частоте: «Сейчас навигационных систем две, но планируются еще несколько: среди них китайская, европейская, индийская, даже нигерийская. Создатели некоторых из них уже заявили, что готовы передавать сигнал в том числе на частоте GPS. Если решение на международном уровне будет принято и мы сочтем это целесообразным, то через пять лет будем готовы начать передачу сигнала в диапазоне GPS с центральной частотой примерно 1176.45 МГц. На этой же частоте будут передавать сигнал европейская система Galileo и китайская Compass».
Совместное производство сигнала гарантирует потребителю непрерывность сервиса. В случае войны или иного форс-мажора одна страна уже не сможет отключить его другой, как, например, поступили американские войска: перед вторжением в Ирак они закодировали сигнал — и никто, кроме них, в районе Персидского залива не мог использовать GPS-устройства.
Навигаторы станут точнее и дешевле
Идея общемирового навигационного сигнала не случайно родилась именно сейчас, в канун запуска системы ГЛОНАСС в полноценном варианте. Пользователи ощутили, что использование двухсистемных устройств, «видящих» обе группировки, повышает точность сигнала. Но использование двух антенн делает навигатор массивнее и дороже. Вещание на одной частоте позволит решить обе проблемы: сигнал станет точнее, а прибор — компактнее и дешевле.
«В гражданском применении можно будет наблюдать упрощение конструкции навигационных приемников, — прогнозирует представитель компании — поставщика систем позиционирования „Эшелон Геолайф“ Михаил Каштанов. — При организации вещания всех систем на одной частоте станут более быстро и активно появляться универсальные устройства, адаптированные для приема сигнала с систем разных стран, что, безусловно, плюс для пользователей».
До конца этого года ГЛОНАСС станет полноценным конкурентом GPS, спутниковая группировка будет укомплектована и начнет передавать сигналы, которые, по словам Сергея Ревнивых, уже сейчас практически не отстают от GPS: «Сигналы ГЛОНАСС уступают, но немного ― точность измерений ГЛОНАСС в 1,2 раза хуже, если говорить о гражданских сигналах. За последние месяцы после реализации ряда мероприятий характеристики системы стали намного точнее. До этого мы были хуже примерно в 3–5 раз».